В Усть-Большерецком районе обустроят приют для безнадзорных животных. Об этом Глава муниципалитета Константин Деникеев рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Ударник».

 

Кто «навешал собак»?

 

В 2020 году вступили в силу изменения в Федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными». Теперь, согласно этим изменениям, на законодательном уровне запрещено выгуливать собак опасных пород без намордников и содержать дома диких животных. Также отразились поправки на работе приютов и контактных зоопарков.

Кроме того, новые требования предъявляются и к муниципалитетам, и касаются они решения проблемы безнадзорных животных. Впредь подрядчик от муниципального образования должен будет отловить собаку, стерилизовать её, привить, чипировать и выпустить в то место, где она была поймана. Причём процесс возращения бродячего пса в среду обитания должен быть зафиксирован посредством видеосъёмки.

Как рассказал корреспонденту газеты «Ударник» глава Усть-Большерецкого района Константин Деникеев, для того, чтобы местные власти могли следовать новой букве закона, в настоящее время в муниципалитете полным ходом ведутся работы по организации соответствующей инфраструктуры.

«Ещё в прошлом году за счёт средств, выделенных району из бюджета Камчатского края, мы приобрели модульный блок-контейнер, в котором будет обустроена санитарная зона для ветеринарного обслуживания животных и кормокухня. Он уже установлен на территории Усть-Большерецкого сельского поселения, вдали от жилого сектора. Также в распоряжении района имеются крытые вольеры для передержки бесхозных собак. И мы будем увеличивать количество этих вольеров, с тем, чтобы единовременно можно было содержать не менее 20 особей. Данные работы производятся МКУ ЖКХ Усть-Большерецкого района «Надежда», в устав которого еще в 2018 году были внесены изменения, в соответствии с которыми предприятие может осуществлять деятельность в отношении безнадзорных животных, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Планируется, что приют начнёт работу уже в мае этого года», – разъяснил Константин Деникеев. Глава района также добавил, что параллельно специалисты Комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта, связи и строительства администрации муниципалитета разрабатывают аукционную документацию и ведут переговоры с потенциальными смежными подрядчиками. Что касается населённых пунктов так называемого «Озерновского куста», то в южной части Усть-Большерецкого района администрация планирует повторить эту же процедуру, после «захода» в Озерновское городское поселение МКУ «Надежда».

По словам Константина Деникеева, на 2020 год для реализации мер по обращению с безнадзорными животными Усть-Большерецкому району выделено порядка 4, 5 миллионов рублей. Однако, учитывая, что данная схема работы для района, и не только для Усть-Большерецкого, новая и лишь внедряется, могут потребоваться дополнительные бюджетные средства.

«Моё личное мнение – закон требует доработки. Сомневаюсь, что безопасность на улицах возможно обеспечить стерилизацией бродячих собак. Да, это лишит их способности к воспроизводству, однако предугадать, будет ли выпущенная обратно на волю особь проявлять агрессию по отношению к людям, к детям, вряд ли возможно. Да и рассчитывать на то, что все беспризорные собаки спустя несколько лет исчезнут естественным образом – не приходится», – прокомментировал Константин Деникеев, подчеркнув, что практически на половине из более чем 400 бродячих псов, отловленных подрядной организацией в прошлом году, были надеты ошейники.

«В законе обязательно должна быть прописана ответственность владельцев домашних животных. В том числе и по обеспечению животного средством идентификации, которое поможет питомцу либо не потеряться, либо «приведёт» к нерадивому хозяину. Любая собака в стране – на 99 процентов производная от гражданина, а не от государства. Значит, именно гражданин должен нести ответственность за собаку, как он несёт ответственность за ребёнка, а не перекладывать её на муниципалитет, регион или страну», – сказал Константин Деникеев.

А об ответственности владельцев собак как раз-таки ничего и не говорится, как и не организованы до сих пор обязательные базы регистрации прирученных четвероногих. Так что, даже если муниципальным подрядчикам придется иметь дело с собакой в ошейнике, «предъявить» за неё будет некому – осмотр животного, стерилизация и содержание будут осуществлены за счет бюджетных денег, а не штрафных санкций в отношении его хозяина.

Согласно изменениям, после стерилизации животное некоторое время должно содержаться в приюте. Это необходимо для реабилитации после оперативного вмешательства, а также для анализа его поведения – агрессивно ли оно и насколько, если да. В случае установленной немотивированной агрессии, пса, до наступления естественной смерти, необходимо оставить в приюте.

«Закон призван задавать курс на гуманное отношение к животным, однако, давайте проанализируем, что же может получиться на самом деле, – говорит глава Усть-Большерецкого района. – Сегодня, когда желающих организовать частный приют нет, и скорее всего, не будет, мы можем рассчитывать только на 20 вольеров, которые пока имеем возможность создать. Очень скоро эти вольеры заполнятся озлобленными животными, которые, в условиях отсутствия кинологических кадров, вряд ли будут обеспечены должной заботой. А те собаки, которых выпустят обратно на улицу, в не самую благожелательную, откровенно говоря, среду, скорее всего, погибнут от голода, холода, или нападения более сильных особей. Разве это гуманно?»

А теперь к вопросу вакцинации. В течение 10 дней животное, поступившее в приют, должно быть привито от бешенства и других заболеваний, опасных для человека и животных. Однако срок действия вакцины – 1 год. Согласно поправкам, чипированное животное повторному отлову не подлежит. То есть – ревакцинация невозможна. Получается, что через год по улицам будут бродить незащищенные от болезней, возможно уже заболевшие и потенциально опасные для сородичей и людей собаки. Таким образом, бюджетные деньги, потраченные на, казалось бы, благородные по отношению к людям и самим животным цели, оказываются деньгами, потраченными впустую.

«В настоящее время мы, как и, уверен, большинство муниципальных образований по всей стране, оказались в ситуации, когда лишились одного инструмента, не получив другого. Работа по отлову собак временно приостановлена, так как прежняя схема уже невозможна по закону, а условия для новой – только в процессе обустройства», – сказал глава.  

В первую очередь, считает Константин Деникеев, необходимо было озаботиться вопросом повсеместного создания приютов – государственных либо частных, определить источники финансирования их строительства, а также разработать меры финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей, готовых взять на себя эту ответственную и затратную во всех отношениях миссию. А пока – позволить муниципальным властям бороться с бродячими животными в том числе путём контроля численности.

 

Собкорр, газета УБМР «Ударник»

 

Блок контейнер 02

Блок контейнер 01

Вольеры 01