Открывая заседание Госсовета, Владимир Путин подчеркнул: «Государство должно помочь людям всех возрастов стать более профессиональными, квалифицированными, а значит, и конкурентными на рынке труда. Речь о том, чтобы создать для граждан реальные возможности пополнять свой багаж знаний, постепенно обновлять свои умения и навыки, компетенции. На эти задачи должна быть нацелена вся наша система образования и, разумеется, воспитания».

Президент считает, что в рамках среднего и высшего профобразования следует шире использовать новые подходы, такие как получение сразу нескольких квалификаций или смена специальностей и направлений подготовки в ходе учёбы. «Мы внедрили такие новации именно в интересах молодежи, чтобы она была максимально готова к началу трудовой карьеры, чтобы у молодых людей было больше возможностей реализовать себя и в разных отраслях, и в разных регионах нашей страны», – сказал Путин.

Одна из ключевых тем выступления Президента касалась создания системы мониторинга и прогнозирования кадровых потребностей экономики. «Чтобы результат был действительно системным, мы должны ясно понимать, какие специалисты понадобятся нашей экономике, предприятиям уже в ближайшей перспективе – сегодня, конечно, и в ближайшей перспективе. Обязательно учитывать формирующиеся тенденции технологического, индустриального развития, – отметил Владимир Путин. – Прошу со всей ответственностью включиться в эту работу и бизнес, и субъекты Российской Федерации, а Правительство – создать современный, удобный механизм, который позволит составлять такой прогноз в разрезе конкретных регионов, отраслей и профессий и, что крайне важно, учитывать национальные проекты, инфраструктурные программы, перспективы развития городов да и целых территорий, инвестиционные планы госкорпораций и частных компаний».

Президент поручил в 2024 году подготовить первый прогноз кадровой потребности, чтобы на его основе рассчитывать параметры подготовки кадров со средним и высшим профобразованием, начиная с 2025/2026 учебного года. В этом процессе необходимо учитывать и результаты национальных рейтингов образовательных организаций, прежде всего с точки зрения трудоустройства их выпускников, отметил Путин.

«Повышение уровня квалификации граждан является важнейшим фактором формирования экономики и повышения уровня заработной платы. Таким же значимым условием должен стать и рост производительности труда – это прописная истина и базовое условие», – подчеркнул Президент.

«Такие параметры рынка труда, как уровни занятости и безработицы, профессиональная квалификация, уровень образования соискателей и работников сегодня напрямую влияют на способность поддерживать выбранный вектор и необходимую скорость экономической трансформации», – отметил в своем выступлении министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

По данным Минтруда России, в перспективе до 2030 года спрос на рабочую силу будет расти, кадровая потребность экономики составит 73,6 миллиона человек. Наибольший прирост ожидается в следующих отраслях: обрабатывающее производство – дополнительно около 800 тысяч рабочих мест, транспортировка и хранение – плюс 400 тысяч, здравоохранение и социальные услуги – еще 285 тысяч, научная и исследовательская деятельность, а также IT, дадут еще более 430 тысяч рабочих мест.

Министр просвещения России Сергей Кравцов представил в своем докладе итоги работы ведомства в сфере СПО за последние годы. «Мы серьезно изменили подходы к подготовке студентов среднего профессионального образования. В части содержания образования за три года актуализировали более 400 стандартов СПО и утвердили около 150 новых совместно с работодателями. Обновили программы обучения, чтобы у ребят было больше практики, больше конкретных навыков, нужных на производстве. Внедрили в каждую программу обязательное изучение основ информационных технологий, бережливого производства,[…] финансовой грамотности», – отметил Кравцов.

Еще одной новацией образовательного процесса в СПО стало введение при проведении государственной итоговой аттестации демонстрационного экзамена, в ходе которого студенты выполняют не только теоретические, но и практические задания. Экзамен проходит на оборудовании, на котором выпускникам придется работать в дальнейшем. Оценивают знания и навыки выпускников независимые эксперты, будущие работодатели. «Считаем важным закрепить проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена законодательно, наделив регионы полномочиями его проведения по единым правилам, установленным на федеральном уровне, а также признать данный экзамен в системе независимой оценки квалификации. Этот вопрос с Александром Николаевичем Шохиным мы подробно обсуждали, согласовали. Указанное предложение отражено в проекте решения Госсовета. Просим поддержать», – предложил Кравцов.

Значение синхронизации  демонстрационного экзамена и НОК отметил и Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин. Применительно к среднему профессиональному образованию необходимо узаконить демонстрационный экзамен и сделать его частью независимой оценки квалификации, совмещенной с государственной итоговой аттестацией, подчеркнул он. Данный механизм в равной степени может быть реализован в системе высшего образования, сказал спикер. Глава Национального совета рассказал о прошедшем на площадке РСПП совещании с Минобрнауки России, участники которого пришли к выводу, что совмещение итоговой или промежуточной аттестации с НОК даст возможность выпускникам университетов – причем даже в процессе обучения – осваивать квалификации, получать микростепени и тем самым уже до получения финального свидетельства об образовании включаться в рынок труда.

Председатель Национального совета также напомнил, что первой функцией отраслевых советов по профквалификациям является мониторинг и прогнозирование ситуации на рынке труда в отраслевом и профессиональном разрезе. СПК также возможно подключить к работе по составлению национального мониторинга и прогноза рынка труда, а Национальный совет мог выступить в роли координатора.

Новость подготовлена на основе информации Kremlin.ru.

gossovet2