30.01.2020

С 1 сентября 2019 года ограничение допуска радиоэлектронной продукции при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ регулируется постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 (далее по тексту – Постановление № 878). Действие данного постановления распространяется на все закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный этим постановлением, и извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС начиная с 1 сентября 2019 года.

 

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878

"О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Скачать

Содержание:

   Перечень радиоэлектронной продукции, на которое распространяет свое действие ППРФ № 878

   Обоснование НМЦк и формирование лота

   Порядок применения Постановления № 878

   Подготовка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения

Перечень радиоэлектронной продукции, на которое распространяет свое действие Постановление № 878

Код ОКПД2         Наименование радиоэлектронной продукции

26      Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)

27.1   Электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная

27.2   Батареи и аккумуляторы

27.31 Кабели волоконно-оптические

27.32 Провода и кабели электронные и электрические прочие

27.33.13.130         Арматура кабельная

27.33.13.140         Контакторы электромагнитные

27.33.13.150         Пускатели электромагнитные

27.33.13.160         Аппараты электрические для управления электротехническими установками, кроме контакторов и пускателей электромагнитных, реле управления и защиты

27.33.13.190         Устройства коммутационные и (или) предохранительные для электрических цепей прочие, не включенные в другие группировки

27.4   Оборудование электрическое осветительное

28.99.2       Оборудование и аппаратура, исключительно или в основном используемое для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев

28.99.5       Части оборудования и аппаратуры, исключительно или в основном используемой для производства полупроводниковых слитков или платин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев; части прочего оборудования специального назначения

Обоснование НМЦк и формирование лота

Постановление № 878 предусматривает установление Минпромторгом России особого порядка обоснования НМЦк в отношении радиоэлектронной продукции, подпадающей под действие Постановления № 878 и включенной в реестр, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением.

На день подготовки настоящего материала к публикации, такой порядок Минпромторгом России еще не установлен. До его утверждения заказчики обосновывают НМЦк на поставку радиоэлектронной продукции методом анализа рынка цен. О пяти основных ошибках, допускаемых заказчиками при применении данного метода, читайте в нашем специальном материале.

Помимо этого, Постановление № 878 устанавливает требование о том, что радиоэлектронная продукция, включенная и не включенная в перечень, не может быть предметом одного контракта (лота). Поэтому заказчику нужно каждый раз проверять соответствие объекта закупки данному требованию и при необходимости дробить закупку на более мелкие лоты.

Если в отношении закупаемой радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик составляет обоснование невозможности соблюдения ограничения (о нем мы скажем ниже), то заказчик вправе объединить в один лот закупку такой продукции с радиоэлектронной продукцией, не включенной в перечень, если такое объединение не ограничивает количество участников.

Порядок применения Постановления № 878

Постановление № 878, как и многие другие постановления Правительства РФ об импортозамещении, устанавливает ограничение допуска иностранной продукцию по правилу «третий лишний». При наличии не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям заказчика, и содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр, разных производителей, заявки, предлагающие радиоэлектронную продукцию иностранного происхождения, отклонятся.

Учитывая, что радиоэлектронная продукция закупается преимущественно открытым аукционом в электронной форме, у заказчиков может возникнуть резонный вопрос: на этапе рассмотрения первых или вторых частей отклонять заявки, содержащие предложение о поставке радиоэлектронной продукции иностранного происхождения?

Мы считаем, что отклонение возможно только на этапе рассмотрения вторых частей заявок. Объяснение: согласно п. 3 Постановления № 878 недостаточно просто иметь 2 заявки, содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции разных производителей, включенной в реестр. Важно, чтобы указанные заявки также соответствовали требованиям извещения и документации о закупке. Теоретически может сложиться ситуация, при которой одна из двух «российских» заявок не будет соответствовать требованиям к содержанию второй части заявки (например, будет содержать в себе неактуальную версию устава юрлица). В этом случае оснований для отклонения «иностранных» заявок не возникает.

Рассмотрим применение правила «третий лишний» на конкретных примерах. Посмотрите на них внимательно. Возможно, что в отдельных случаях, Вы бы приняли иное решение о допуске/отклонении «иностранных» заявок.

Ситуация   Ситуация 1          Ситуция 2 Ситуация 3

Участник 1          Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А          Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А      Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А

Участник 2          Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А          Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель Б       Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель Б

Участник 3          Продукция произ-ва Россия, нет в реестре, производитель Б          Продукция произ-ва Россия, нет в реестре, производитель В        Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А и Б

Участник 4          -        -        Продукция произ-ва Китай, нет в реестре, производитель С

Решение заказчика       Все участники должны быть допущены   Заявка участника № 3 должна быть отклонена         Заявка участника № 4 должна быть отклонена

Пояснение Нет 2 заявок, удовлетворяющих требования ППРФ № 878 (одинаковые производители)   Несмотря на указание участником, что радиоэлектронная продукция произведена в России, отсутствие такой продукции в реестре делает такую заявку «иностранной»    Несмотря на совпадение производителей в заявках участников 1-3, заявки 1 и 2 содержат предложение о поставке разных производителей и следовательно, заявка участника 4 должна быть отклонена

Подготовка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения

Порядок подготовки обоснования установлен Постановлением № 878. Согласно данному порядку обоснование составляется в свободной форме, но при этом должно содержать следующие сведения:

   1) указание на одно из следующих обстоятельств:

   а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;

   б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

   2) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;

   3) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;

   4) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки, при которой выбрано обстоятельство из подпункта «б»).

Обратим внимание читателя на последний пункт. В обосновании должно быть приведены все зарегистрированные в реестре наименования радиоэлектронной продукции и напротив каждого из них должно быть указано, какому именно требованию заказчика, указанному в техническом задании, такая продукция не соответствует. Перечень указываемой в обосновании радиоэлектронной продукции должен соответствовать перечню радиоэлектронной продукции, относимой реестром к конкретному классу (прим.: на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС). Если в обосновании будет отсутствовать хотя бы одно наименование радиоэлектронной продукции из реестра, органы контроля будут считать, что необходимое обоснование заказчиком в ЕИС не размещено.

Несмотря на то, что Постановление № 878 предусматривает принятие Правительством РФ отдельного порядка размещения рассматриваемого обоснования в ЕИС, мы считаем, что его ждет та же судьба, что и порядок размещения в ЕИС невозможности покупки программного обеспечения отечественного происхождения: такой порядок никогда не будет принят. Соответственно обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения должно размещаться заказчиком вместе с извещением и документацией об осуществлении закупки.