Самым распространенным среди правонарушителей земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или его части.

Необходимо отметить, что под самовольным занятием земельного участка понимается пользование им при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

При этом такое пользование может выражаться только в активных действиях, например, в огораживании участка, размещении на нем строений либо иного имущества, а также в принятии иных мер для воспрепятствования доступа законных владельцев (собственников, арендаторов, других поль­зователей).

            В случае самовольного занятия принадлежащего законному владельцу земельного участка либо его части, следует попытаться урегулировать ситуацию мирно. Практика показывает, что нередко лица, самовольно занявшие земельный участок, готовы убрать свое имущество с территории, принадлежащей  на законных основаниях землепользователю.

Если же договориться не получается, лицо, имущественные права которого нарушены самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры подлежат рассмотрению в судебном порядке. Действующее земельное законодательство гарантирует защиту земельных прав всем пользователям земельными участками.

Помимо судебного порядка защиты имущественных прав при нарушении зе­мельного законодательства  путем самовольного занятия земельного участка,  существует   адми­нистративный порядок, который регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Лицо, имущественные права кото­рого нарушены самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в Управление Росреестра по Камчатскому краю, правоохранительные органы (полицию, прокуратуру), органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль.

           За самовольное занятие земельного участка штраф для граждан составит 1-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей, а для организаций и индивидуальных предпринимателей 2-3% кадастровой стоимости, при этом штраф не может быть менее 100 тысяч рублей.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что органы муниципальной и государственной власти, осуществляющие земельный контроль (надзор), и правоохранительные органы, уполномоченные на составление протоколов об административном правонарушении, не уполномочены на принятие меры принудительного характера об  истребовании из незаконного владения имущества (земельный участок). В данном случае административное воздействие со стороны муниципальных и государственных органов в отношении правонарушителя будет считаться как подтверждение того, что у потерпевшего есть все основания для обращения  в суд для восстановления нарушенных прав.

 

Заместитель начальника отдела

государственного земельного надзора,

геодезии и картографии

Михальков Е.В.